Бейсбол — игра, в которую играют при помощи биты, мяча и перчатки. Это один из тех редких видов спорта, в которых нападающие бегают от мяча, а не за ним. Основные принципы бейсбола включают в себя бросание, выбивание и перехват мяча. Конечно, сделать названное не так просто, как может показаться, но именно стремление к совершенствованию навыков заставляет игроков состязаться в бейсбольном поединке.
В этой статье мы объясним вам, как же играют в эту «суперсложную» и «никому не понятную» игру, рассмотрим основные бейсбольные правила, экипировку игроков и расскажем вам о «географии» бейсбольного поля.
Основы бейсбола
В отличие от большинства игр бейсбол не ограничен временными рамками. Игра не может быть завершена при равном счёте, поэтому играют до победы одной из команд.
Две команды состязаются друг с другом на протяжении нескольких игровых отрезков, которые называются иннингами (innings). Игры в студенческих и профессиональных лигах обычно длятся девять иннингов. Иннинг состоит из двух частей.
В первой половине каждого иннинга гостевая команда играет с битой (атакует) и пытается набрать очки, называемые ранами (runs). Вторая команда — хозяева — занимает оборонительные позиции на игровом поле. Цель защиты — вывести игроков атакующей команды в аут одним из нескольких способов. Послетрёх аутов команды меняются местами: атакующая команда переходит в защиту, а оборонявшаяся — в нападение. Каждый раз только один игрок атакующей команды выходит с битой на поле и пытается выбить мяч.
Продолжительность иннинга не определена заранее: она зависит от того, насколько эффективно нападают и защищаются команды. Темп в этом виде спорта задают два игрока — питчер (pitcher) и бэттер (batter). Всё действие игры вертится вокруг этих двух «бойцов». Питчер занимает место на возвышенности из грунта, которая называется питчерская горка (pitcher’s mound). В соответствии с правилами МЛБ (Major League Baseball, Главной бейсбольной лиги) она расположена на расстоянии 60 футов 6 дюймов (18,5 м) от базы, называемой домом (home plate). Бэттер (бьющий) стоит с любой стороны от «дома», держа в руках биту и повернувшись лицом к питчеру.
![]() |
Питчер и бэттер в центре событий бейсбольной игры |
Действие начинается с того, что питчер выполняет подачу. Мяч пролетает мимо бэттера и либо попадает в перчатку кетчера (catcher) — игрока защиты, находящегося возле бэттера, либо бэттеру удаётся ударить по мячу и ввести его в игру.
![]() |
Бэттер, выбивший мяч, и кетчер |
Как только мяч оказывается в игре, восемь полевых игроков — филдеров (fielders) — и питчер пытаются поймать мяч, чтобы вывести бьющего в аут, до того как он доберётся до базы и в конце концов заработает ран для своей команды (подробнее об этом ниже). Цель бьющего — отправить мяч в игру так, чтобы ни филдер, ни питчер не смогли поймать его с лёта, либо схватить мяч, коснувшийся земли, и бросить другому филдеру, чтобы сделать бэттеру аут.
Итак, у вас есть базовое понимание того, как работает бейсбол. Теперь давайте рассмотрим игру в деталях, и начнём мы с основной экипировки игроков.
Бейсбольная экипировка
Для того чтобы играть в бейсбол, вам понадобится совсем немного спортивного снаряжения. Обязательными являются девять перчаток (по одной на каждого филдера), один мяч и одна бита. Для бьющего и для кетчера также требуется некоторая защитная экипировка.
![]() |
Официальный мяч МЛБ (Главной бейсбольной лиги)
|
![]() |
Бейсбольный мяч в разрезе |
![]() | ![]() |
Официальный мяч
Мировой серии 2009 года
|
Официальный мяч
Игр всех звёзд 2009 года
|
![]() |
Бейсбольная бита |
На деревянных битах изготовитель ставит свой логотип таким образом, чтобы игроку было видно, какой стороной бить, а с какой — лучше избегать удара. В противном случае из-за расположения волокон древесины высока вероятность при ударе сломать биту. Если логотип развёрнут в вашу сторону, вы держите биту верно.
![]() |
На фото хорошо видно расположение логотипа относительно древесных волокон биты
|
![]() |
Бэттерский шлем команды «Чикаго Уайт Сокс» |
![]() |
Перчатки бэттера |
![]() |
Перчатка филдера |
![]() |
Перчатка кетчера |
![]() |
Бейсбольные спайки |
![]() |
Кетчер |
Снарядившись экипировкой, игроки могут занять позиции на поле. Далее вы узнаете о базовом расположении бейсболистов в обороне.
Бейсбольное поле
Поле, на котором происходит встреча команд, во многом раскрывает суть бейсбола. Когда изучите «географию» игровой площадки, вы сможете лучше понять, как «работает» эта игра. Бейсбольное поле имеет уникальную форму по сравнению с другими спортивными полями. Большинство командных видов спорта проводится на прямоугольной площадке (например, баскетбол или футбол). В бейсбол же играют на поле в виде сектора круга, отграниченного двумя прямыми линиями, вернее, двумя лучами, которые расходятся под углом 90 градусов от одной точки — от «дома».
![]() |
Части бейсбольного поля |
Поле для игры в бейсбол часто называют бриллиантом (diamond) из-за сходства формы. Левая и правая стороны «бриллианта» лежат на двух прямых линиях (лучах), начинающихся в «доме». Эти две прямые линии называются линиями фола (foul lines) и отделяют игровую территорию от неигровой: пространство между линиями фола является игровой территорией, или фейр-территорией (fair territory). Всё, что находится кнаружи от линий фола, включая пространство за «домом», считается неигровой территорией, или фол-территорией (foul territory). Фол-территория — зона вне игры: мячи, выбитые в эту зону, не считаются результативным ударом (хитом). Однако игроки защиты имеют право ловить мяч на фол-территории.
В пределах фол-территории находятся:





Пространство поля внутри линий фола (фэйр-территория) — место, где разворачивается большинство игровых действий. Фэйр-территория подразделяется на внутреннее поле, инфилд (infield), и внешнее поле, аутфилд (outfield). На большинстве бейсбольных полей инфилд покрыт газоном, а его контур - грунтом. Покрытием аутфилда служит газон. Границей между инфилдом и аутфилдом является область, где грунт инфилда встречается с газоном аутфилда.
Инфилд включает в себя следующие элементы:
Расстояния между соседними базами одинаковые, поскольку стороны бейсбольного ромба равны друг другу, и в соответствии с правилами МЛБ составляют 90 футов (27,4 м).
![]() |
База, отмеченная, как и положено, полотняным мешком |



Итак вы познакомились с «географией» бейсбольного поля. А теперь давайте узнаем побольше о позициях игроков на поле.
Бейсбольная оборона
Бейсбольная игра проводится между двумя командами — хозяевами поля и гостями. Часто на грудную часть бейсбольной рубашки игроков гостевой команды наносят название города. В каждой команде не менее девяти игроков, и каждый игрок занимает определённую позицию на поле. Большинство профессиональных команд имеют в своём составе намного больше, чем девять игроков, что позволяет им делать замены.
В течение иннинга каждая из команд-соперников выступает сначала в нападении, а затем в защите. Пока игроки команды нападения по очереди выходят на поле с битой, игроки защищающейся команды находятся в специальных местах инфилда и аутфилда. Их задача — не позволить сопернику сделать удар (хит) и набрать ран. Очередной бэттер занимает место рядом с «домом», вставая в бэттерский бокс, и пытается битой выбить мяч, брошенный в его сторону питчером (игроком команды защиты).
У защищающейся стороны имеется всего девять игровых позиций.
![]() |
Позиции игроков защиты (вид с задней трибуны) |
- Питчер (pitcher) располагается на питчерской горке и бросает мяч кетчеру так, чтобы бэттер не попал по нему, взмахивая битой, или чтобы выбитый мяч можно было легко поймать игроку обороны (тогда бэттер попадёт в аут).
- Кетчер (catcher) сидит на корточках позади «дома» и ловит питчерские подачи. Иногда он бросает мяч на другие базы, чтобы вывести в аут игрока, который пытается их украсть. Игровая зона кетчера находится рядом с «домом».
- Первый базовый (first baseman) занимает место на первой базе.
- Второй базовый (second baseman) располагается между первой и второй базами.
- Третий базовый (third baseman) находится рядом с третьей базой.
- Шорт-стоп (shortstop) — игрок, чья позиция между второй и третьей базами.
- Левый филдер (left fielder) отвечает за часть аутфилда слева от бэттера, стоящего лицом к полю.
- Центр-филдер (center fielder) — игрок, занимающий центральную позицию в аутфилде.
- Правый филдер (right fielder) отвечает за часть аутфилда направо от бьющего.
Все игроки обороны работают синхронно, для того чтобы не позволять бэттерам и раннерам делать хиты и набирать раны. Игрок атаки получает аут, когда игрок защиты ловит мяч в воздухе, осаливает раннера рукой или перчаткой с мячом, подбирает мяч, катящийся по земле, и касается базы до того, как её достигнет раннер. Бьющего игрока можно также вывести в аут с помощью страйкаута (strikeout) (об этом ниже). Как только защищающаяся команда сделает команде нападения 3 аута, заканчивается половина иннинга, и команды меняются ролями. Далее мы рассмотрим основы игры нападения в бейсболе.
Бейсбольное нападение
В атакующей части игры существуют два типа игроков — бэттер, или бьющий, пробивающий, выбивающий, хиттер (hitter), и раннер, или бегущий по базам, бегун. Как только бэттер выбивает мяч и делает хит (результативный удар), он становится раннером, и теперь его задача — достичь первой базы. Главная цель каждого выбившего игрока команды нападения — пробежать по всем базам и вернуться в дом, что принесёт его команде ран. Итак, команда набирает раны, когда играет в нападении.
![]() |
Бэттер с битой |
Бьющий, занявший место в бэттерском боксе и готовящийся выбить мяч, находится в ситуации «at bat» — «с битой» (сленговое выражение - «на бите»). Когда бэттер готов выбивать (он «с битой»), питчер бросает мяч кетчеру. Бэттер пытается ударить битой по мячу до того, как тот достигнет кетчера. Каждый такой бросок называется подачей, питчем (pitch). В зависимости от точности броска питчера подача может оказаться болом или страйком.
Бол (ball) — это подача, в результате которой мяч пролетел за пределами страйковой зоны — воображаемого прямоугольника, расположенного перед бьющим. Его нижняя грань проходит на уровне коленей бэттера, верхняя грань — на уровне груди бэттера, а ширина соответствует ширине «дома». Судья, ампайр (umpire), стоящий за кетчером, определяет, была подача болом или всё-таки страйком.
Страйк (strike) — подача, в результате которой мяч пролетел внутри страйковой зоны, а бэттер по нему не попал. Три страйка означают аут для бьющего. Страйком может считаться подача, при которой мяч прошёл вне страйковой зоны, но при этом бьющий взмахнул битой и не попал по мячу. Если бэттер выбил мяч в фол-территорию, а филдеры не поймали мяч до того, как он коснулся земли, то также засчитывается страйк (если поймали, то засчитывается аут). Исключением является ситуация, когда бэттер уже имеет два страйка. При двух страйках он может посылать мяч в фол-территорию бесконечное число раз, не получая при этом аута.
Во время игры с битой бэттер может оказаться в одной из следующих ситуаций:
Раннер должен пробежать по всем базам по порядку, начиная с первой, и, наконец, оказаться в «доме». Бегущий по базам игрок может продвинуться на следующую базу несколькими способами. Он может занять следующую базу благодаря хиту бэттера, или если бэттер заработал уолк. Раннер может украсть базу (steal a base). Чтобы сделать это, он должен стартовать к следующей базе до того, как игрок с битой сделает хит или получит уолк. При этом ему необходимо достигнуть базы не получив тэгаут (осаливание рукой или перчаткой с мячом). Если раннер отклоняется от межбазового пути, ампайр объявляет ему аут. Насколько сильно можно отклонятся от маршрута, определяет сам ампайр.
После окончания последнего иннинга, команда, которая набрала больше ранов, объявляется победителем. Обычно в каждом иннинге первой в нападении играет гостевая команда, а второй, соответственно, нападает команда — хозяин поля. Поэтому если домашняя команда ведёт в счете по завершении верхней (первой) половины последнего иннинга, она выигрывает игру и не проводит нижнюю (вторую) половину иннинга. Если по прошествии девяти иннингов счёт равный, соперники продолжают играть до тех пор, пока один из них не выйдет вперёд по ранам. Нужно иметь ввиду, что домашняя команда всегда имеет шанс сделать последний и решающий удар в игре.
Особые правила
Теперь, когда вы знакомы с основами бейсбола, вы видите, что бейсбол — довольно простая игра. Конечно, он прост по своей сути, но становится гораздо сложнее с учётом разнообразных правил, список которых постоянно обновляется на протяжении более 140 лет. Вот некоторые из них.
МЛБ (Главная бейсбольная лига)
![]() |
Логотип МЛБ (Главной бейсбольной лиги)
|
На самом высоком уровне игры, в МЛБ, бейсбольный сезон начинается в феврале и заканчивается в конце октября — начале ноября. Как правило, он состоит из трёх частей: предсезон, регулярный сезон и плей-офф (постсезон).
Предсезон, или весенний тренировочный лагерь (spring training), представляет собой не что иное, как подготовку к регулярному сезону. Игроки отправляются в условия тёплого климата (Флориду или Аризону) и набивают руку перед приближающимся сезоном. Так как на питчеров ложится основная нагрузка во время игры, им нужно немного больше времени для подготовки к сезону. А поскольку питчер чувствует себя не очень комфортно, если его мячи никто не ловит, питчеры и кетчеры оказываются в весеннем тренировочном лагере примерно на неделю раньше, чем остальные игроки команды. В раннем феврале вы услышите голоса ярых бейсбольных фанатов, которые отсчитывают сутки до наступления «дня питчеров и кетчеров». Для них это такой же признак окончания зимы, как для всех людей — возвращение с юга перелётных птиц.
Как только игроки всех остальных позиций прибывают в весенний тренировочный лагерь, начинается цикл тренировочных занятий, выставочных игр и других спаррингов. В течение этого времени тренерский штаб принимает окончательное решение по составу команд: какие игроки будут выступать с командой в течение регулярного сезона МЛБ, а какие отправятся в одну из команд MiLB (Малой бейсбольной лиги).
МЛБ разбита на две лиги: Американскую лигу (American League) и Национальную лигу (National League). Каждая из этих лиг делится на три дивизиона: Восток, Центр и Запад.
Регулярный сезон каждой команды длится в течение 162 игр, начинается в раннем апреле и заканчивается в последнюю неделю сентября. В большинстве игр участвуют соперники по дивизиону. Фактически все игры проходят внутри лиги, хотя в последние годы команды также проводят несколько встреч против соперников из других лиг.
После того как все участники МЛБ отыграют по 162 игры, в каждом дивизионе определяется лучшая команда, которая продолжит своё выступление в постсезоне: команды, показавшие лучшие результаты в своих дивизионах, квалифицируются для участия в играх плей-офф. В каждой лиге к ним присоединяется ещё одна команда, которая получила уайлдкард (wild card). Такой пропуск получает команда с лучшим показателем побед в лиге, но не выигравшая в своём дивизионе.
Плей-офф
Плей-офф, или постсезон (postseason), обычно начинается в первую неделю октября играми Дивизионных серий (Division Championship Series) — четырьмя независимыми сериями игр, по две в каждой лиге. Как правило, в серии плей-офф победитель дивизиона с лучшим показателем побед в своей лиге сражается до трёх побед (трёх поражений) с обладателем уайлдкарда своей лиги (максимальное число игр в серии — пять). Оставшиеся два победителя дивизионов проводят между собой аналогичную серию. Все четыре серии организованы таким образом, что команда с наилучшим показателем побед в регулярном сезоне имеет преимущество домашнего поля, что означает: две или три игры (первые две и, если понадобится, последняя) проходят на домашнем стадионе этой команды. В каждой из четырёх серий команда, одержавшая три победы над соперником, проходит в следующий раунд плей-офф — Чемпионскую серию.
В Чемпионской серии (League Championship Series) в каждой лиге победителем становится участник, одержавший четыре победы. Преимущество домашнего поля снова достаётся команде, у которой лучший показатель побед в регулярном сезоне, и она проводит на своём стадионе две первые игры серии, а также две последние, если потребуется. Три остальных поединка проходят на поле соперника. Команда, добившаяся четырёх побед в своей лиге, объявляется чемпионом лиги и получает право на участие в Мировой серии, чтобы побороться за титул чемпиона мира.
В Мировой серии (World Series) или, по-другому, Осенней классике (Fall Classic) лицом к лицу встречаются два чемпиона лиг и соревнуются до четырёх побед одного из участников. Структура проведения Мировой серии во многом схожа со структурой Чемпионской серии за некоторыми исключениями. Преимущество домашнего поля определяется не по лучшему показателю побед в регулярном сезоне, а в зависимости от результата Игры всех звёзд (All-Star Game), которая проходит в середине июля. Команда той лиги, которая одержала победу в Игре всех звёзд, становится принимающей стороной в Мировой серии. Это нововведение появилось сравнительно недавно: оно было воплощено в жизнь в 2003 году. Прежде хозяином поля в Мировой серии команды из разных лиг становились поочерёдно: в один год хозяином была Американская Лига, в следующий — Национальная лига.
Другое отличие Мировой серии от остальных серий касается правил проведения встреч. У двух лиг МЛБ здесь имеются расхождения — несколько незначительных и одно серьёзное: Американская лига использует свободных хиттеров (designated hitters), а Национальная лига — нет. Вместо свободных хиттеров у них питчеры, выходящие на биту. В Мировой серии свободный хиттер используется обеими командами, когда они играют на поле команды Американской лиги, и не используется ни одной из команд, если встреча проводится дома у команды Национальной лиги.
Как и в Чемпионской серии, победителем объявляется команда, которая первой одержит четыре победы. Эта команда становится чемпионом мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий